Мир не стоит на месте. Когда-то считали что Земля плоская, а не круглая. И многое из того, что известно сейчас, казалось тогда нереальным. Так и с миром кино – всё начиналось с немого черно-белого, а сейчас уже оно цветное и в трехмерном пространстве.
Сегодня спецэффекты считаются обычным делом при съемках фильмов, но когда они только появились - это уже был новый шаг в развитие кинематографа. Первым фильмом, в котором спецэффекты играли существенную роль, был "Замок Дьявола" Жоржа Мельеса
в 1896 году. В этой двухминутной ленте зрителю показали трансформацию и исчезновение предметов и людей.Именно Жорж Мельес является создателем классических спецэффектов (стоп-кадр, покадровая съемка, замедленная и ускоренная протяжка пленки, многократная экспозиция и двойная, каширование и т.д.). Были и примеры первых спецэффектов, которые получились с помощью раскрашивания кадров вручную (колоризация). Как показывает практика, колоризация не получила ожидаемого распространения.
Условно спецэффекты разделяют на две группы:
1) Визуальные эффекты.
2) Механические эффекты.
К механическим эффектам, их еще называют физическими, относят моделирование, пиротехнику, специальный грим для актеров, различные технические приспособления, то есть обработка этих эффектов производится непосредственно перед съемкой материалов.
Можно выделить несколько видов создания таких эффектов:
- Макеты
Самый простой и недорогой способ, так как в нем вместо реальных объектов используют их уменьшенные копии. Например, в фильме "Звездные войны" Звезда смерти была на самом деле обычным арбузом. - Пиротехника
Это всевозможные задымления, возгорания и взрывы, которые создаются специалистами под строгим контролем. - Специальный грим
Используется для создания образа героев, в основном различных чудовищ и монстров. - Подвесной макет
Применяется, когда необходимо на заднем плане показать здание внушительных размеров, постройка реального здания которого бы обошлась бы недешево. Сооружается нижняя часть здания, потом перед камерой на специально вымеренном расстоянии подвешивается сделанный макет. Из-за эффекта перспективы макет кажется продолжением декорации.
- Аниматроника
Используется для создания сложного макета и снаружи выглядит как обычный персонаж (в отдельных случаях это может быть часть тела человека), а внутри – запрограммированный робот, в которого заложены определенные команды движения и мимики лица. Ярким примером служит сериал, который имел огромную популярность в девяностых, – "Альф". - Bullet time (движение со скоростью пули)
Этот спецэффект активно стали использовать после съемки трилогии "Матрица". Он показывает время в замедленном действии, например, как летит пуля или как появляется сред в воздухе от нее.
Когда говорят про визуальные эффекты, то имеют в виду комбинированные съемки, использование оптических эффектов и компьютерной графики.
На сегодняшний день применение спецэффектов позволяет визуализировать сцены, которые при обычной съемке не могут быть запечатлены, и очень экономят бюджет, если съемки живой такой сцены намного затратнее.